Уже в 2021 году российским водителям могут разрешить использовать специальное мобильное приложение, дублирующее водительское удостоверение и свидетельство о регистрации транспортного средства. Приложение будет содержать специальный QR-код, который автомобилист будет предъявлять в случае проверки документов инспектором ГИБДД, то есть у в/у и СТС, возможно, скоро появятся электронные версии.
Планы по разработке такой программы обсуждаются еще с 2018 года. Недавно их подтвердил замглавы Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Олег Качанов. «У нас уже есть план, мы его с коллегами из МВД проработали, согласовали и в формате эксперимента хотели бы запустить в 2021 году на территории четырех самых цифровых субъектов», — заявил Качанов в рамках Гайдаровского форума. Хотя замминистра не назвал конкретные регионы, по неофициальным данным, в их число должны войти Москва, Московская область и Татарстан.
Идея ввести цифровую копию водительского удостоверения не нова и уже работает в ряде стран. Дром решил разобраться в плюсах и минусах такого решения.
Аргументы ЗА:
Это удобно
Удобство — главный и самый мощный аргумент за внедрение нового приложения. Очевидно, что смартфоны давно перестали быть просто телефонами, а выступают полноценным личным помощником. Кроме того, у нас и так в телефоне содержится много важной информации, наверняка есть и фото водительского удостоверения. Так почему бы не разрешить показывать картинку на экране (окей, QR-код!) вместо привычного пластикового в/у? Причем такие «виртуальные права» будут не заменой обычного документа, а просто его электронной копией. Польза очевидна: привычное водительское удостоверение можно потерять, забыть, испортить во время стирки одежды и т. д., чего с цифровой версией просто не может случиться.
«Идея замены привычных бумажных документов на электронные абсолютно правильная и своевременная», — уверен автоюрист, адвокат общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько. Очень многие документы уже переведены на электронный формат: ПТС, полисы ОСАГО, выписки из ЕГРН и т. д. «И применение аналогичного формата для водительских документов — вполне разумный шаг в цифровизации. Даже если вы забыли смартфон, вы очень быстро вспомните об этом, в отличие от документов, отсутствие которых можно обнаружить только после остановки сотрудниками ГИБДД», — добавляет общественник.
Меньше подделок
Еще одно преимущество электронной формы водительского удостоверения — защита от подделок. Сейчас государство тратит немало ресурсов, чтобы сделать главный документ автомобилиста защищенным — изготавливает специальные бланки со штрих-кодом, голограммой, микротекстом, цветопеременными элементами и т. д. Но давайте начистоту: эти способы защиты были разработаны под реалии 30-летней давности, когда базы ГИБДД не были настолько полными и надежными. То есть главная цель этих мер была в том, чтобы максимально затруднить изготовление подделок и облегчить жизнь гаишникам: взяв документ в руки, инспектор ДПС должен сразу понимать — настоящий он или нет.
В наши дни вычислить подделку гораздо проще — достаточно свериться с базой данных ГИБДД. Фактически привычный «пластик» уже не нужен или, по крайней мере, не играет столь важной роли. А раз так, то приложение просто ускорит процесс контроля. Подделать же электронное удостоверение и вовсе невозможно, не внеся изменения в саму базу — сделать последнее несравнимо сложнее, чем где-то изготовить похожую заламинированную карточку. Еще в 2019 году глава ГИБДД Черников в качестве одного из главных аргументов за введение электронного удостоверения называл именно борьбу с подделками и использованием одного документа внешне похожими водителями.
Отмена пошлины (но это неточно!)
А теперь позволим себе немного порассуждать. Сразу же оговоримся, это — лишь гипотетическое предположение, а не официальная информация. То, что в перспективе цифровая копия может полностью заменить собой традиционное водительское удостоверение, а материальный его носитель нужен будет лишь тем, кто выезжает за границу, Черников также озвучил. А отсюда следующий логичный вывод: тем, кто в будущем ограничится установкой приложения на свой смартфон, не пришлось бы платить пошлину за выдачу или замену водительского удостоверения. Ведь сейчас деньги от пошлины идут именно на компенсацию стоимости изготовления бланков для документа и работу соответствующего персонала. Вероятно, в будущем и замена водительского удостоверения будет осуществляться с помощью приложения — достаточно станет лишь загрузить медсправку, собственную фотографию и подождать, пока данные пройдут проверку. Это было бы логично, и перспективы открываются действительно интересные. Подчеркиваем — это только предположение.
Кажется, что у введения нового приложения одни лишь плюсы. Однако мы смогли найти и недостатки. Причем довольно серьезные.
Аргументы ПРОТИВ:
Расходы и инвестиции
Давайте еще раз посмотрим, что именно предложил замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций — разработать приложение, которое будет содержать QR-код. Предполагается, что инспекторы ДПС будут проверять информацию из программы с помощью специальных считывающих устройств.
Во-первых, для разработки такого приложения потребуются инвестиции. К слову, пока непонятно, почему «функцию демонстрации водительского удостоверения» нельзя интегрировать в уже существующие программы, в которых и так содержатся личные данные — сейчас во всех регионах водители могут пользоваться приложением «Помощник ОСАГО». Или внедрить эту функцию в «Госуслуги». Во-вторых, считывающие устройства сотрудникам ГИБДД тоже придется закупать, и это немалые деньги.
Какие ресурсы на это понадобятся? Как рассказал Дрому на условиях анонимности менеджер, ответственный за мобильные разработки крупнейшего банка в России, на создание подобного приложения потребуется минимум 5 млн рублей и пять месяцев работы. В эту сумму входит только разработка, а потребуется еще и подготовка инфраструктуры. «Инфраструктура для водителя потребует какой-то проверки или авторизации через Госуслуги или банк-клиент. Скорее всего, у нас должен быть QR-код, который содержит в себе всю информацию по удостоверению, и какая-то цифровая подпись, которая бы подтверждала действительность данных. Это позволит сделать приложение, которое не будет требовать от инспектора постоянного подключения к интернету. Такое, скорее всего, потребуется: страна у нас большая, и не везде есть надежная связь», — отмечает источник Дрома. Что же касается сроков реализации проекта, то на запуск пилотного приложения понадобится полгода, а на охват целой страны — примерно 1,5–2 года, считает эксперт, добавляя, что если заказчиком станет ГИБДД, у программы могут возникнуть проблемы, поскольку Госавтоинспекция «сильно отстает в техническом плане». Таким образом, в налаживание работы приложения придется инвестировать государственные средства, а заработает оно не везде и не сразу.
Привязка к телефону
Наличие в смартфоне приложения, заменяющего официальный документ, — это удобно. Но у привязки к гаджету есть и оборотная сторона. К примеру, телефон может просто разрядиться, и тогда водитель рискует остаться без документов. То же самое произойдет, если устройство случайно разобьется. Наконец, отдельная опасность состоит в том, что телефон могут просто украсть. На первый взгляд, воспользоваться вашим водительским удостоверением злоумышленники не смогут, но не спешите с выводами. Дело в том, что кроме личного автомобиля существует еще и каршеринг. И здесь им может хватить доступа к вашему аккаунту и привязки к «виртуальному» в/у. Причем в случае ДТП или какого-либо другого инцидента вам еще нужно будет доказать, что за рулем были не вы.
Вместе, а не вместо
Также нельзя забывать: будущее приложение с QR-кодом — это не полноценная замена классического удостоверения, а лишь его электронная копия. Более того, эксперты уверены, что в российских условиях водителям все равно придется по старинке возить его с собой. «Мой совет: не особо надеяться на это приложение, а иметь с собой не только водительское удостоверение, но и резервный документ, например, паспорт, удостоверение адвоката, врача и т. д. — считает правозащитник, адвокат Леонид Ольшанский. — Очень много коллизий возникает, когда человек [юридически] — не водитель — например, вышел из дома, открыл багажник и забирает сумки или сел на заднее сиденье подписать документы. В этот момент подъезжает наряд, просит предъявить документы, человек дает водительское удостоверение, а после ему говорят, что он — водитель и был пьян», — рассказал Леонид Ольшанский корреспонденту Дрома. Таким образом, не стоит думать, что электронное в/у полностью заменит классическое, а с учетом российской правовой культуры — тем более.
Есть способы попроще
Предположим, возможность не показывать «полноценное» в/у — это удобно. Но для этого вообще не обязательно изобретать велосипед — в КоАП существуют разные статьи за езду без прав: по одним наказывают тех, кто сел за руль, вообще не имея права на управление ТС (ст. 12.7 ч.1), а по другим — тех, у кого права есть, но кто просто забыл документы (ст. 12.3 ч.1-3). Так вот, чтобы упростить жизнь водителям, достаточно внести изменения в ст. 12.3 ч. 2 и 12.3 ч.3, оставив только санкцию в виде предупреждения, или вовсе отменить ее.
«Наказание [по этой статье] надо отменять, — соглашается адвокат общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько. — Тем более что это нарушение чревато не только штрафом, но и эвакуацией. За отсутствие простой бумажки при себе!» — добавляет эксперт. А как же тогда инспекторы ДПС будут контролировать наличие прав у водителя? Очень просто — все так же с помощью своих баз, свериться с которыми они могут сейчас и без всяких QR-кодов. При этом от водителя, конечно же, будет требоваться назвать свое ФИО, номер водительского удостоверения, дату рождения и т. д. Такой способ не потребует каких-то дополнительных трат и усилий, то есть внедрение приложения — просто излишне.
А как «у них»?
Принято считать, что большинство прогрессивных вещей возникает на Западе, однако первыми странами, которые отменили требование для водителей иметь при себе водительское удостоверение, стали постсоветские государства. В 2011 году на смелый эксперимент решилась Эстония, где местным водителям разрешили передвигаться по территории страны не только без привычного «пластика», но и без свидетельства о регистрации. Причем устанавливать какие-либо приложения или программы на смартфон водителям и не требовалось. Разумеется, норма касалась только граждан Эстонии и иностранцев с ВНЖ, для прибывших из-за границы действовали старые правила.
Практически одновременно с Эстонией аналогичная норма появилась и в Грузии. Любопытно, что тогдашний глава грузинского МВД Вано Мерабишвили поспешил заверить, что «Грузия стала первой в мире страной», отменившей обязательное наличие пластикового удостоверения у водителей, хотя фактически это было не совсем так. Впрочем, не столь важно, кто именно был самым первым, важно, что в обеих странах норма успешно прижилась и продолжает действовать до сих пор.
Показательно, что несмотря на то, что опыт Эстонии и Грузии оказался положительным, повального перехода на аналогичную практику в других европейских странах не последовало. Скажем, в Германии, если водителю разрешено садиться за руль, но он не может показать действующее удостоверение или СТС, ему грозит штраф 10 евро. Во Франции в аналогичной ситуации водитель заплатит уже до 38 евро, причем у него будет еще пять дней, чтобы предъявить документы в ближайшем комиссариате. Если этого не сделать, штраф может вырасти в разы — до 750 евро.
Законы в Великобритании в чем-то похожи на французские, хотя и более лояльны к водителю в подобных случаях. Если автомобилист не может предъявить полицейскому права, СТС и страховку на месте, у него есть возможность без каких-либо санкций показать их в полицейском участке по собственному выбору в течение семи дней. И только после этого протокол о нарушении передают в суд. А одному человеку в стране по закону и вовсе разрешено управлять автомобилем без водительских прав. Как вы, конечно, догадались, это королева Елизавета II. Хотя отметим, что водительские права у нее все же есть.
В Польше требование всегда иметь с собой водительское удостоверение и СТС для местных автомобилистов отменили еще 1 октября 2018 года. При проверке документов водителям достаточно назвать лишь номер аналога нашего ИНН. 5 декабря 2020 года у поляков появилась также возможность загрузить виртуальную копию в/у и СТС в приложение-аналог Госуслуг. Впрочем, делать это необязательно: см. выше — обязанность физически возить с собой документы отменена уже больше двух лет.
В Австралии водители могут скачать специальное приложение. Оно устанавливается на телефон и его достаточно показать для идентификации личности в случае полицейской проверки. Кроме того, в ряде организаций — в ресторанах, барах, отелях и т. д. — его примут в качестве удостоверения личности без каких-то дополнительных условий. При этом местные власти настоятельно рекомендуют брать традиционное пластиковое в/у в случае, если водитель едет в другой штат, и напоминают, что показывать приложение в смартфоне полицейскому можно только с его разрешения, иначе водителя ждет штраф за использование гаджета за рулем.
Ездить по дорогам лишь с виртуальной копией водительского удостоверения и свидетельства о регистрации ТС разрешено и водителям Украины. У наших соседей соответствующее правило заработало в декабре 2019 года. Для того, чтобы легально воспользоваться подобной возможностью, нужно загрузить в специальное приложение электронную копию в/у и СТС с QR-кодом.
Начиная с октября 2020 года необязательно возить с собой водительское удостоверение и в Индии. Местным автомобилистам при проверке документов достаточно показать лишь его копию. Причем копию в буквальном смысле слова — достаточно просто скана документа или его виртуальной версии в PDF-формате. Устанавливать на телефон какие-либо приложения не требуется. Помимо водительского удостоверения эта норма распространяется и на свидетельство о регистрации ТС.
Читать полностью: https://www.drom.ru/info/misc/82516.html
Drom.ru — всероссийский автомобильный портал