Neftegaz.RU; 2021.01.22; Digital-заправка для B2B: цифровые решения топливных вопросов

InfoLSP

Топливный бизнес за последнее десятилетие радикально изменился. Сегодня он является предельно клиентоориентированным, ведь автовладельцы хотят получать от поставщиков топлива высококачественный продукт на максимально выгодных условиях.

Ключевые игроки рынка соперничают друг с другом не столько ценой или качеством топлива, сколько набором инноваций, способных решать куда более широкий круг вопросов, чем просто заправка.

Цифровизацию называют «таблеткой» от устаревших организационных принципов - она обеспечивает гибкость, позволяющую бизнесу саморегулироваться и оставаться экономически эффективным в условиях нестабильного рынка и растущей требовательности клиентов. Сегодня трудно представить себе передовую компанию без мобильного приложения или личного кабинета клиента. Кроме того, цифра стремительно входит и в другую важнейшую сферу – B2B-сегмент. Теперь компании стараются сделать максимально удобным взаимодействие и с остальными участниками рынка, создавая целый ряд программных продуктов и платформ, способных упрощать, ускорять, экономить и даже помогать зарабатывать.

Топливные компании, успешно работающие с коммерческими автопарками, создают гибкие IT-решения, чтобы уйти от модели только «продавца горючего» и стать полнофункциональным цифровым «топливным партнером». Лидеры отрасли создают, планомерно внедряют и развивают экосистему современных и эффективных ИТ-продуктов для корпоративных клиентов, работающих по принципу «одного окна».

Чтобы разобраться в тонкостях цифровой трансформации топливного бизнеса, мы обратились к участникам рынка и пообщались с представителями «Газпромнефть-Корпоративных продаж», оказывающих перевозчикам комплекс услуг на платформе «ОПТИ 24».

Решения на экспорт
ИТ-продукты, в том числе и для В2В-рынка, становятся все более гибкими. Настолько, что их можно внедрить в любое программное обеспечение предприятия, например, в CRM-систему, мобильное приложение или «личный кабинет». Это позволяет сократить путь клиента, экономить время и избавляться от необходимости дублировать функции в программном обеспечении клиента и поставщика. «Экспортировать» данные стало возможным благодаря программному интерфейсу API. Что это за аббревиатура, зачем она нужна и какие дает преимущества? Давайте разбираться.

API или Application Programming Interface – это инструмент синхронизации, обмена ресурсами и информацией, позволяющий, например, значительно снизить нагрузку на бухгалтерию клиентов, организовав регулярный экспорт данных о транзакциях по топливно-сервисным картам в собственные учетные системы (1С, SAP и другие), что и исключает вероятность ошибки при ручном наборе. Также API сокращает время на обработку информации о заправках транспорта и повышает эффективность бизнеса корпоративных клиентов в целом.

«Цифровые технологии позволяют упрощать рутинные процедуры, сокращать время на обработку данных, ускоряя бизнес-процессы клиентов, – рассказывает Игорь Мощук, директор по развитию клиентских решений «Газпромнефть – Корпоративных продаж». – Кроме того, с помощью интерфейса API мы можем экспортировать наши ИТ-продукты, создавать эффективные интеграции и совместные проекты».

Возможности и преимущества использования API гораздо проще увидеть, показав «цифровые» пути решения реальных задач транспортно-логистического бизнеса.

API OPTI-24.png
«Бесконтактная» передача топливных карт
Пластиковые карты постепенно уходят в прошлое, на смену им пришли виртуальные – такими могут быть банковские карты или бонусные карты программ лояльности, а с относительно недавних пор – еще и топливные. Виртуальную карту бесплатно выпускают в мобильном приложении – причем их количество не ограничено. Таким образом, путь корпоративного клиента становится полностью «цифровым». Фактически, чтобы покупать топливо и вести бизнес, нужен только телефон.

При помощи интерфейса API виртуальная карта может быть выпущена и использована вне основной среды обитания – «домашнего» мобильного приложения. Как эффективно использовать эту возможность? Решать задачи перевозчиков, связанные с топливом!

Небольшие транспортные компании часто сталкиваются с тем, что деньги за выполненный заказ придут с задержкой, вплоть до 1-2 месяцев. А для того, чтобы уйти в новый рейс, необходимо топливо. И для его покупки нужны деньги. Получается кассовый разрыв: доход еще не получен, а новые расходы уже предстоят. Казалось бы, ситуация безвыходная, но это не так.

Цифровой сервис, разработанный в «Газпромнефть – Корпоративных продажах» совместно с системой управления перевозками Адвантум, помогает клиентам решить эту проблему: он предлагает перевозчикам возможность авансирования топливом и, как следствие, сокращение кассовых разрывов. Благодаря такому подходу, водитель выходит в рейс с гарантированно заправленным баком, даже если его собственных средств для этого не хватает. Технически получить аванс топливом можно сразу несколькими способами: создать виртуальную карту «ОПТИ 24» и выпустить ее в мобильном приложении на смартфоне или использовать физическую (пластиковую) топливную карту. В ближайшее время появится еще один способ, который пока что находится в стадии проработки, — генерация QR-кода и его передача водителю.

«Для процедуры авансирования топливом автомобиль транспортной компании должен быть оборудован датчиками сервиса, а водитель должен числиться в приложении Адвантум, и это также дает ему ряд преимуществ помимо авансирования топливом, - отмечает Василий Панов, акционер компании. – Например, наш сервис будет рекомендовать водителю самую выгодную АЗС в сети приема карт «ОПТИ 24» в рейсе. Увеличить объем оборотных средств – действительно важно, поэтому перевозчики быстро отреагировали на появление сервиса авансирования топливом. Заправка первых автомобилей в рамках сотрудничества с «ОПТИ 24» стартовала в августе 2020 г., и за несколько месяцев услугу подключили более 100 транспортно-логистических компаний и предпринимателей».

Впрочем, авансирование топлива – это не единственная выгода от «миграции» топливной карты в ПО перевозчиков и других игроков транспортно-логистического рынка.
virtualcard.jpg
Предупреждение нецелевых расходов топлива
Чем крупнее перевозчик, тем сложнее контролировать расход топлива. И речь идет не об экономичности двигателей автомобиля, а о целевом расходе бензина и дизеля. Как правило, только по транзакционным отчетам или данным мониторинговых систем определить правомерность и целесообразность заправок невозможно. Но если объединить показания бортовых датчиков с кассовым отчетом, картина становится яснее. На этом принципе основан сервис антифродовых отчетов в личном кабинете «ОПТИ 24».

Сервис позволяет проверить на соответствие объема приобретенного топлива с фактически поступившим в бак транспорта при помощи API мониторинговых систем.
В автоматическом режиме количество приобретенного на АЗС топлива сравнивается с фактически поступившим в бак автомобиля. Если между объемами будет зафиксировано несоответствие, или оплата и заправка произойдут на АЗС с разными координатами, транзакция будет помечена как сомнительная, и в личном кабинете будет сформирован соответствующий отчет. Для исключения ошибочных сигналов о фродовых операциях в системе учитываются погрешности 3 видов: по координатам, по времени и погрешность датчика уровня топлива.
KNG_5887.jpg
Генеральный директор «Газпромнефть-Корпоративных продаж» Дмитрий Гузеев отметил: «Функционал антифродовых отчетов помогает сократить расходы на топливо, пресекая его нецелевые траты. В самой ближайшей перспективе мы сможем внедрить еще более глубокий анализ транзакций и будем предупреждать клиентов о других подозрительных операциях, таких как слишком частые заправки или приобретение разных видов топлива за одну поездку».

Функционал API позволяет тиражировать и такое решение. В частности, пользователи сервиса MONTRANS Analytics – держатели карт «ОПТИ 24» – могут понимать объемы транзакции по каждой карте и в реальном времени оценивать корректность расхода топлива с помощью телематических данных, причем пользователи получают аналитические дашборды с абсолютно корректными значениями, т. к. при их разработке исключен человеческий фактор. Антифрод-функция позволяет настроить оповещения, если телематическое оборудование зафиксировало отклонение реальных показателей по заправкам от данных, предоставляемых топливным оператором, а удобная визуализация в виде графиков позволяет отследить весь «путь» топлива, обеспечивая эффективный мониторинг.

Управляющий партнер ГК «МОНТРАНС» Станислав Емельянов рассказал: «Сервис полезен агрегаторам такси, каршеринга, логистическим компаниям, службам доставки, операторам пассажирского транспорта и любым предприятиям, управляющими парком автотранспорта или спецтехники. Этот инструмент помогает оптимизировать затраты на топливо, тем самым экономить средства компании и перенаправлять их на более приоритетные бизнес-цели».

Заправка без комиссий
Как и грузоперевозчики, водители такси также сталкиваются с «кассовым разрывом»: когда заработанные за поездки деньги все еще «висят» на счете таксопарка или агрегатора, а платить за топливо для будущих поездок приходится уже сейчас – собственными средствами. К тому же заработок от поездок выводится со счета парка на личный счет таксиста лишь через несколько дней, при этом за перевод необходимо заплатить банковскую комиссию. Решение задачи получено на основе все того же платежного инструмента – API.

Для таксистов, пользующихся услугами «агрегаторов», «ОПТИ 24» и Mozen предложили платить за топливо не своими «кровными», а использовать деньги, уже заработанные поездками. Выводить деньги можно буквально нажатием одной кнопки, и при этом, комиссию устанавливает не банк, а таксопарк.

гпн - кп - 01.jpg

«Наш сервис — это программа, которая упрощает жизнь предпринимателей, работающих с такси. Мы помогаем делать рутинные операции, вроде выплат или заключения договоров, автоматическими. А еще создаем дополнительную ценность для водителей: обеспечиваем скидки на топливо, страховку или реферальную программу, которая позволяет зарабатывать больше», — рассказал основатель сервиса Mozen Олег Семибратов.

Сервис работает следующим образом: с API «ОПТИ 24» таксопарк «создает» карты для водителя, а таксисты пополняют свой счет на необходимую сумму заправки. Выпускать и распространять среди водителей пластиковые топливные карты необязательно, можно платить в мобильном приложении, не выходя из автомобиля.

Директор по развитию клиентских решений «Газпромнефть – Корпоративных продаж» Игорь Мощук подчеркнул: «В период повышенной опасности распространения новой коронавирусной инфекции, услуги такси становятся все более востребованными. Уверен, что сервис оплаты топлива в приложении для водителей такси поможет создать более комфортные условия для водителей и таксопарков, а процесс заправки сделает удобнее и выгоднее».

Автор: А. Никитина

Подробнее: https://neftegaz.ru/science/tsifrovizatsiya/651434...