За проезд тяжелых грузовиков по дорогам с них берется плата, которая должна потом идти на ремонт магистралей. Как именно она взимается, разбирался «ФедералПресс».
С 1 февраля в России изменился размер платы за проезд по федеральным трассам для грузовых автомобилей массой более 12 тонн: с нынешнего месяца она составляет 2,34 рубля за километр пробега против прежних 2,2 рублей. Таким образом, теперь каждому дальнобойщику (либо владельцу, давшему ему в пользование грузовик) придется платить на 6,4 % больше.
Взимание платы осуществляется с помощью системы «Платон», запущенной в эксплуатацию в ноябре 2015 года. Расчет суммы проезда проводится с помощью маршрутной карты или бортового устройства.
Плата за проезд растет медленно, но верно. В 2015 году, когда «Платон» запускался в действие, плата составляла 1,53 рубля за километр, потом ее подняли до 1,91 рублей, затем до 2,2 рублей. И вот теперь водителям придется платить 2,34 рубля.
Несложно догадаться, что это приведет к увеличению затрат грузоперевозчиков. Они могут попробовать их переложить на своих клиентов, но вряд ли все из них смогут это сделать из-за жесткой конкуренции на рынке. Значит часть грузоперевозчиков обанкротится.
«Госсистема «Платон» обеспечила дополнительное финансирование строительства, капитального ремонта и соответствующего повышения безопасности автодорог и мостовых сооружений, а также сбор фактической статистики и роста «прозрачности» рынка грузоперевозок», – прокомментировали в пресс-службе «Платона»
По ее данным, за все время работы «Платона», Федеральный дорожный фонд (управляемый Росавтодором) пополнился почти на 133 млрд рублей, из них 32 млрд рублей поступили в 2020 году.
«Все поступления с 2020-го по 2022 годы от госсистемы «Платон» Росавтодор направляет на капитальный ремонт свыше 100 мостовых сооружений и 600 км загруженных федеральных трасс, которые расширят с двух до четырех полос движения – добавили в пресс-службе «Платона». – Ранее за счет дополнительного финансирования от «Платона» были построены и отремонтированы более 2 000 км проблемных дорог в 40 городах и регионах, 700 км федеральных трасс на выбранных грузоперевозчиками участках 10 автодорог и 31 мост в 20 субъектах РФ».
Управляет же «Платоном» малоизвестная компания «РТ-Инвест Транспортные системы». Между тем она заслуживает пристального внимания, равно как и стоящие за ней лица и структуры. Согласно данным «СПАРК-Интерфакс», 50 % ее уставного капитала принадлежит «РТ-Инвест», 23,5 % – Игорю Ротенбергу, 19 % – Андрею Шипелову и 7,5 % – Антону Замкову.
В свою очередь «РТ-Инвест» – фирма, подконтрольная огромной государственной корпорации «Ростех» и Андрею Шипелову, прозванному «мусорным королем». В общем-то это не удивительно – «РТ-Инвест» занимается проектами строительства мусоросжигательных заводов в различных регионах России (собирается возвести целых 25 штук).
Антон Замков трудится в «РТ-Инвест Транспортные системы» генеральным директором. И, наконец, Игорь Ротенберг – это «всего лишь» сын миллиардера Аркадия Ротенберга, построившего Крымский мост.
Финансовые показатели «РТ-Инвест Транспортные системы» впечатляют: в 2019 году она заработала 11,4 млрд рублей выручки, и 231,2 млн рублей чистой прибыли. Для сравнения, в 2018 году выручка компании составила 11,2 млрд рублей, чистая прибыль – 1,3 млрд рублей.
Почему в 2019 году чистая прибыль «РТ-Инвест Транспортные системы» оказалась столь мизерной по сравнению с 2018-м непонятно. Можно было бы списать на пандемию коронавируса, однако, она разразилась в 2020 году и должна была бы привести к падению выручки (чего не случилось).
Себестоимость хотя и увеличилась, с 5,8 млрд рублей в 2018 году до 7,5 млрд рублей в 2019-м, тем не менее, ее рост был не на столько критичным, чтобы привести к сокращению чистой прибыли почти в 6 раз.
Кстати, помимо доли в уставном капитале «РТ-Инвест Транспортные системы», Игорь Ротенберг владеет одной из крупнейших в стране буровых компаний «Газпром бурение», является членом совета директоров «Мосэнерго».
Российские же дороги явно манят его точно также, как манят его отца: подконтрольная Аркадию Ротенбергу Северо-Западная концессионная компания построила платную скоростную магистраль «Москва – Санкт-Петербург». Проверявшие ее в 2020 году сотрудники Счетной палаты обнаружили, что при высокой цене проезда сервис на трассе просто аховый, например, мало автозаправочных станций, на одном из промежутков вообще не было освещения.
Как же именно может тратить Игорь Ротенберг деньги? Вполне вероятно, на разные сделки и дорогую недвижимость. Так, в январе 2017 года он приобрел 46,2 % акций Тульского патронного завода, впоследствии продав их (вряд ли без выгоды для себя).
В прошлом же году разразился скандал вокруг его московской резиденции и двух его вилл в Италии, купленных через цепочку оффшоров в обход санкций. Ротенберг-младший не оплатил ремонт, выполненный дизайн-бюро Eggzero и потом переманил к себе его техника (забравшего с предыдущего места работы уникальные патенты - про это ранее сообщал «Росбалт» ).
Еще Игорь Ротенберг мог подкинуть денег отцу на строительство роскошного апарт-отеля под Геленджиком, известного как «дворец Путина» (его стоимость была оценена в 100 млрд рублей). По крайней мере, сбрасывать со счетов подобную версию нельзя: в богатых династиях средства сына и отца – зачастую одно и тоже имущество.
Простые водители себе ремонтировать свои виллы не могут, дворцы строить не в силах – их скромные зарплаты не позволяют это сделать.
Подробнее: Бизнес на большой дороге: как Игорь Ротенберг связан с «Платоном» (yandex.ru)